Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных

Содержание
  1. Обязательный бухгалтерский аудит: кому и зачем он нужен
  2. Какие компании подлежат обязательному бухгалтерскому аудиту
  3. Форма и содержание аудиторского заключения
  4. Полезные функции аудита
  5. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, критерии
  6. Внутренний контроль
  7. Кто проводит обязательный аудит
  8. Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию
  9. Опубликование аудиторского заключения
  10. Обязательный аудит в 2020 году
  11. Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году
  12. Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
  13. Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год
  14. 1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год
  15. Случаи обязательного аудита: кто подлежит проверке в 2020 году? • Центр Аудитов
  16. Нормативная база
  17. Кто подлежит обязательному аудиту?
  18. Сроки сдачи отчетности и проведения проверки
  19. Административная и финансовая ответственность
  20. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных
  21. Об аудите
  22. Аудиторская проверка – это
  23. Виды, цель контроля
  24. Аудит проверка
  25. Обязательный аудит
  26. Процесс организации
  27. Ознакомление
  28. К размышлению
  29. Что нужно знать об обязательном аудите за 2020 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru
  30. Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2020 году
  31. А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?
  32. Обязаловка, но польза
  33. Полезно знать. Условия обязательного аудита

Обязательный бухгалтерский аудит: кому и зачем он нужен

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных

Проведение бухгалтерского аудита в некоторых случаях обязанность. Однако, не все руководители организаций точно понимают, когда и для чего именно они необходимы.

В данной статье рассматривается один из видов аудита – обязательный бухгалтерский аудит, а именно для каких организаций он необходим, какие функции он выполняет, а также виды аудиторского бухгалтерского заключения и ответственность за его не предоставление в налоговые органы.

Какие компании подлежат обязательному бухгалтерскому аудиту

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту организация подлежит если:

1. имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3.

является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением госучреждений) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. организация (за исключением госучреждений) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Такие организации обязаны одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью представлять в налоговые органы аудиторское заключение. Срок предоставления – 90 дней по окончании года.

Ответственность за не предоставление аудиторского заключения в ФНС:  должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере от 300 до 500 руб.

, организация может быть привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В результате максимальный размер штрафов может составить — 700 руб.

При этом выплата штрафов не освобождает организацию и должностных лиц организации от представления в ФНС аудиторского заключения.

Форма и содержание аудиторского заключения

Форма и содержание аудиторского заключения строго регламентировано федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторское заключение прошивается с формами бухгалтерской отчетности и пояснительной запиской, все листы аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью и пояснительной запиской пронумеровываются, итоговое количество скрепляется подписью и печатью аудиторской компании (аудитора).

Основное предназначение аудиторского заключения  — это выражение мнения аудиторской компании (аудитора) о достоверности или о не достоверности отражения в представленной бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях финансового положения аудируемой организации по состоянию на 31 декабря ХХХХ года, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств аудируемого лица за период с 01 января по 31 декабря ХХХХ года.

Аудиторское заключение может быть:

– с выражением безоговорочно-положительного мнения;

– с выражением мнения с оговоркой;

– с выражением отрицательного мнения;

– с отказом от выражения мнения.

Аудиторское заключение с выражением мнения с оговоркой подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях  за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части аудиторского заключения, содержащей основания для выражения мнения с оговоркой. Основаниями для выражения мнения с оговоркой могут быть, например: ошибки в отражении данных по строкам форм бухгалтерской отчетности; ошибки при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлиявшие на искажение данных бухгалтерской отчетности  и др.

Аудиторское заключение с выражением отрицательного мнения составляется в том случае, когда выявленные ошибки при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, либо при их не отражении в бухгалтерском учете настолько существенны, что не позволяют аудиторской компании (аудитору) выразить мнение с оговоркой.

Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения составляется в том случае, когда аудиторская компания (аудиторы) не были ознакомлены с затребованными для целей проведения аудита документам, ограничены в доступе к документам и информации, при этом такое ограничение не дает основание выразить аудитору мнение о достоверности, либо не достоверности представленной бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Полезные функции аудита

Следует отметить, что аудит, помимо своей обязательности в указанных выше случаях, также выполняет ряд положительных для организации функций.

  • отличный способ подготовиться к грядущей проверке налоговыми органами, а соответственно и возможность сэкономить на штрафных санкциях. Кроме того, за деятельность организации директор лично несет не только административную и материальную, но и уголовную ответственность. Не нарушая умышлено налоговое законодательство, руководитель компании все равно может быть подвергнут преследованиям контролирующих органов. Причин тому много, но, самая распространенная из них — ошибка бухгалтера.
  • аудит – хорошая возможность проверить квалификацию и работу бухгалтерского персонала, ведь бухгалтерская ошибка при проверке может дорого стоить.
  • аудит дает оценку эффективности деятельности организации, так как обязательным элементом аудиторской проверки является выполнение анализа финансово-хозяйственной деятельности.
  • можно открыть новые способы минимизации налоговых платежей. На практике достаточно часто встречаются случаи, когда организации переплачивают налоги, вследствие  технических ошибок или незнания отдельных особенностей и льгот налогового законодательства.

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер, 2012Светлана Митюхина (Маркина)

При использовании материала ссылка на статью обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/obyazatelniy-audit

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, критерии

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно.

Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному.

А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/v_kakikh_sluchajakh_provedenie_audita_objazatelno/42-1-0-1076

Обязательный аудит в 2020 году

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных
Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. 

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

https://www.youtube.com/watch?v=c7UkurmhDCo

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики. 

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой, в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1). 

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “НЕТ”.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “ДА” и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны. 

Источник: https://buh.ru/articles/documents/103596/

Случаи обязательного аудита: кто подлежит проверке в 2020 году? • Центр Аудитов

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных

Министерство финансов РФ привело свое пояснение об обязательном аудите 2019 года и обозначило список субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих проверке.

Это организации, по статусу которых необходимо предоставлять и обнародовать консолидированную отчетность совместно с результатами независимого аудита. Также в перечень входят акционерные общества, монопольные компании, внебюджетные фонды и организации.

Проведением проверки занимаются независимые компании или частные аудиторы, уровень и квалификация которых подтверждена членством в СРО.

Нормативная база

Порядок предоставления финансовой отчетности, выполнения аудиторской проверки регламентируется законодательством. Все пункты прописаны в Законе №307-ФЗ 2008 года «Об аудиторской деятельности».

Порядок подачи и обнародования финансовых отчетов регулируется Законом №402-ФЗ от 2011 года «О бухгалтерском учете».

Статья 5 этого закона приводит перечень организаций и предприятий, обязанных предоставлять регулярную финансовую отчетность, а также проходить обязательный аудит ООО.

Кто подлежит обязательному аудиту?

Цель и критерии обязательного аудита — подтверждение правильности предоставляемых данных согласно результатам специализированной проверки финансовых отчетов предприятия.

Обращение в независимые аудиторские компании позволит избежать штрафных санкций, а также подтвердить финансовую состоятельность предприятия.

Это повысить доверие клиентов, обеспечит хорошую репутацию и имидж при ведении бизнеса.

Какие предприятия и организации подлежат обязательному аудиту:

  • Акционерные общества (в том числе ООО, ПАО).
  • Банковские организации или прочие финансовые учреждения.
  • Страховые компании.
  • Взаимосвязанные фирмы, предоставляющие совместную финансовую отчетность.
  • Предприятия, публично размещающие ценные бумаги.
  • Кредитные кооперативы со списочной численностью свыше 200 человек.
  • Жилищные накопительные кооперативы.
  • Управляющие компании.
  • Предприятия, чья сфера деятельности затрагивает добывающую отрасль.
  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Товарные и фондовые биржи.

Дополнения, появившиеся в конце 2018 году обязывают также проходить аудиторскую проверку компаниям, чей годовой доход превышает уровень 400 млн. рублей. В случае, если активы компании на конец 2018 года составили более 60 млн. рублей, такие организации также подлежат обязательному аудиту.

По решению надзорных органов, проверку могут использовать по отношению к тем организациям, чья деятельность вызывает определенные сомнения. В каком случае аудит обязателен: для компаний без указанного физического адреса, либо сотрудничающих с так называемыми фирмами-однодневками.

Нормативная информация о том, кто подлежит обязательному аудиту, постоянно меняется и дополняется новыми субъектами хозяйственной деятельности. Изменение организационно – правовой формы либо рода деятельности также может включить вашу компанию в перечень на обязательный аудит уже с 2019 года.

Разобраться со всеми нюансами без должной подготовки чрезвычайно трудно, поэтому лучше обратиться в специализированный центр, предоставляющий аудиторские услуги по разным направлениям.

Перечень случаев обязательного аудита, правильный алгоритм заполнения необходимых данных и предоставление консультационной помощи по многим важным аспектам обязательно пригодиться при ведении бизнеса.

Сроки сдачи отчетности и проведения проверки

Дата подачи отчетности считается по фактическому предоставлению в структурные органы. При отправке электронной версии отчета, а также предоставление информации по почте, срок подачи считается по фактической дате получения документов. При невозможности личного обращения, этот момент важно учитывать, предоставление отчетности может быть с опозданием.

Согласно законодательству, сроки предоставления финансовой отчетности регулируются следующим образом:

  1. Не позднее 30 апреля следующего за отчетным годом. Для крупных компаний, монопольных организаций, АО разных форм организации или предприятий, занятых в добывающей отрасли.
  2. До 1 июня текущего года, следующего за отчетным периодом. Для крупных предприятий, не имеющих в активах ценных бумаг, средних или малых компаний.

Результаты аудита публикуются на официальном интернет-ресурсе компании не позже 10 дней после получения результатов. Эта информация также вносится в базу данных Единого реестра о деятельности юридических лиц.

Обязательный аудит проводится в случаях перехода на МСФО.

Компании должны предоставить публичный доступ к отчетности о финансовой деятельности и результатам аудиторской проверки за период 2018 года, даже если переход осуществляется в текущем (2019) году.

Если фактический срок начала деятельности предприятия – позже 1 октября, годовую отчетность можно не предоставлять (кроме случаев, указанных в правках и дополнениях к закону).

Административная и финансовая ответственность

При нарушении положения о предоставлении и обнародовании результатов хозяйственной деятельности и проведенной проверки, предусмотрена административная ответственность. Сумма штрафов определяется в каждом отдельном случае, может составлять весьма существенную финансовую нагрузку на бизнес.

Размер штрафных санкций:

  • Нарушение сроков подачи отчетности. Штрафы для должностных лиц от 300 до 500 рублей, для юридических: от 3000 до 5000 рублей.
  • Отсутствие отчетности. Штрафы достигают 5000 – 50000 рублей.
  • Отсутствие результатов выездной проверки инспектора ФНС. Размер штрафных санкций от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Если результаты аудита не размещены на сайте. Юридическим лицам грозит от 30 до 30 тыс. штрафа. Для организаций суммы будут от 700 тыс. рублей до 1 млн.

В некоторых случаях, когда данные обязательного аудита и отчетности о финансовой деятельности не были обнародованы в срок, может произойти отстранение ответственного лица от своих обязанностей на период до двух лет.

Центр Аудитов – проведение аудита в Москве и по всей России командой квалифицированных и опытных экспертов.

© Центр Аудитов. Все права защищены.

Источник: https://needaudit.ru/blog/sluchai-obyazatelnogo-audita-kto-podlezhit-proverke/

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных

Информация о том, в каких случаях осуществляется контроль качества финансовой и хозяйственной деятельности предприятия любого вида, как частного, так государственного и коммерческого (будь то фирмы, банки, страховые компании), необходима в первую очередь руководителю. Ведь ответственность за все денежные операции, осуществляемые на предприятии, лежит, прежде всего, на нем и главбухе. Да и план прогрессивного экономического развития предприятия входит в число забот администрации.

Об аудите

Давайте рассмотрим наиболее важные моменты, касающиеся темы независимой оценки бухгалтерской деятельности предприятий.

Одним из вопросов, безусловно, самым основным, будет вопрос о том, какие именно предприятия подлежат ежегодной проверке независимой аудиторской компанией. Кроме этого нам стоит разобраться в следующем:

  • какая именно процедура является аудиторской проверкой и кем она проводится (кто осуществляет внешний аудит качества ведения бухгалтерии на предприятиях);
  • сколько видов таких проверок существует, и с какой целью проводится контроль;
  • программа, план организации проверки достоверности финансовой отчетности.

Аудиторская проверка – это

Аудиторской проверкой является контроль качества ведения бухгалтерии и хозяйственных дел в организации, на предприятии. По результатам оценки выдается документальное заключение, исходя из которого, исправляются неточности, ошибки с целью налаживания положительного развития экономики предприятия.

Осуществляет такую проверку специалист независимой аудиторской фирмы.

Основным условием аудиторской деятельности является наличие лицензии, позволяющей осуществлять оценки и контроль качества финансовых работ. Такие услуги предоставляются на платной основе. Существует определенная программа проведения аудита.

Организация проверки имеет установленный план. Информация о деятельности на тестируемом предприятии предоставляется аудитору беспрепятственно (форма подачи – письменная).

При систематизации полученных результатов аудитором, совершавшим контроль, оформляется заключение.

Виды, цель контроля

Цель независимой оценки, в принципе, понятна нам из определения. Аудитор детально изучает все документы, которые подлежат проверке, на их основе делает собственное документальное заключение. Вся информация в виде бухгалтерской документации, необходимые для проведения аудита, должны предоставляться руководством предприятия, организации.

Существует несколько видов аудиторской проверки в зависимости от порядка организации и проведения. Выделяют добровольный и обязательный контроль качества финансовой деятельности, внешний и внутренний.

Обязательным считается аудит, осуществляемый в случаях, установленных законодательно. Обязательная проверка является ежегодной, и проводится на предприятиях согласно федеральному закону либо решению суда. Для каких экономических субъектов аудиторская проверка обязательна, мы рассмотрим чуть позже.

Добровольная проверка (у которой также должны быть соответствующие план и программа), организовывается в тех случаях, когда инициатива о ее проведении исходит от администрации предприятия.

Зачастую основной целью такой оценки является желание отследить динамику экономического развития предприятия. Особенно заинтересованы в этом экономические организации – банки и т. д. Еще одна причина – смена руководства.

Новый управляющий, как правило, инициирует проверку, чтобы видеть истинное положение финансовых дел.

Аудит проверка

Внешний аудиторский контроль качества бухгалтерской деятельности проводят, как уже упоминалось выше, работники аудиторских компаний. Что касаемо внутренней аудиторской оценки, ее может осуществлять само руководство предприятия.

Существует ряд причин для ее проведения. А именно:

  • по результатам внутреннего аудита выявляются разного рода бухгалтерские несоответствия;
  • ликвидируются нарушения, которые впоследствии могли привести к предупредительным или штрафным санкциям со стороны различного рода служб;
  • одним из критериев проведения внутреннего аудита может быть подготовка к внешней ежегодной проверке (яркий пример – внутренние проверки, которые осуществляют коммерческие и государственные банки).

Также существуют сплошные, выборочные, комбинированные, документальные и фактические аудиторские проверки.

Причем две последние из вышеперечисленных могут проводиться по методикам первой, второй и третьей. Любая проверка имеет четкий план и порядок организации.

Обязательный аудит

Информация касательно основного вопроса. Нам необходимо определить те предприятия и организации, которые в обязательном порядке (варианты – законодательно, по решению суда) подвергаются внешнему аудиту.

К их числу принадлежат все предприятия, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества, эмитенты ценных бумаг, кредитные и страховые организации, компании, управляющие активами, фонды инвестиций, те предприятия, которые по результатам предыдущего отчетного периода (года), имеют выручку более, чем четыреста млн. р., или сумму активов в балансовом счете свыше шестидесяти млн.

Банки, например, к таким категориям не относятся, чего не скажешь об учредителях. Внешний аудит коммерческие банки запрашивают преимущественно в том случае, когда стоит вопрос о банкротстве.

Процесс организации

Обязательным условием процесса контроля качества финансовой, хозяйственной деятельности является оформление договора между предприятиями, которые подлежат аудиту, и аудиторскими компаниями. Оформляется письменная документация согласно действующему законодательству, которая является гарантом данных деловых отношений.

Контроль качества бухгалтерского (в некоторых случаях хозяйственного) дела на предприятиях и в организациях как коммерческого, таки государственного характера, проводится по схеме: подготовка (составляется план, осуществляется процесс ознакомления); реализация (сбор документов, проверка, итог).

Начальным этапом процесса проведения контроля можно считать тот период, когда собирается информация, разрабатывается план и программа проверки. Этой процедуре предшествует, разве что, обсуждение проведения аудита с клиентом – руководителем предприятия, на котором предполагается контроль.

Ознакомление

Аудитору предоставляется письменная ознакомительная документация, – информация, позволяющая вникнуть в суть хозяйственной и финансовой деятельности. Наиболее «непростой» в этом плане, по утверждению специалистов, является деятельность, которую осуществляют банки.

После того, как письменная документация изучена, общая информация систематизирована, план, программа предстоящей аудиторской проверки согласовывается с клиентом.Готовится и отправляется письменная петиция, оформляется договор.

Далее программа аудита ориентирована на проверку по сути. Проверяющим, составляющим ранее план проведения работ, собирается необходимая информация, которая является основой для предстоящих выводов.

По результатам анализа, обобщения качества организации бухгалтерско-хозяйственных работ, заполняется соответствующая письменная документация, делается специальное аудиторское заключение.

К размышлению

В случае уклонения руководства предприятия от проведения обязательного аудиторского контроля, им предстоит наказание. Таковым является наложение штрафных санкций согласно действующему законодательству.

Источник: https://letip.ru/vedenie-ip/otchetnost-ip/obyazatelnaya-proverka/

Что нужно знать об обязательном аудите за 2020 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях установленных

Последняя новость о повторном вынесении Минюстом на общественное обсуждение проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где про обязательный аудит говорится в части повышения штрафов, добавила поводов для волнения многим предпринимателям: ответить рублем придется не только за непредоставление обязательной для аудита отчетности и аудиторского заключения, но и за несоблюдение установленных сроков, и штрафы все-таки планируют повышать.

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы.

Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2020 году

1. Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, подтверждающая ее достоверность; обязанность его проводить есть у тех, у кого:

1.1. Выручка > 400 млн руб. или валюта баланса > 60 млн руб. за предыдущий год.

1.2. Форма собственности: АО, банк, страховая компания, ОЗХС.

1.3. Консолидированная отчетность и иные особенности, соответствующие другим требованиям законов 307-ФЗ, 208-ФЗ

2. Доверить аудит лучше аудиторской компании, состоящей в действующем СРО и прошедшей внешний контроль качества своей деятельности, или частному аттестованному аудитору (тут высокие риски и есть запреты, например, если ваша организация является государственной корпорацией, негосударственным пенсионным фондом, кредитной, страховой организацией и т.д.).

3. С 1 января 2017 года деятельность аудиторов диктуют и Международные стандарты аудита (МСА).

А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь критерии обязательного аудита:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, или объем выручки составляет от 400 млн руб. в год и сумма активов баланса на конец года более 60 млн. руб. Или если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2020 год берется выручка за 2019 год и стоимость активов на 31 декабря 2019, а для обязательного аудита за 2019 год необходимы данные по итогам 2018 года.

Обязаловка, но польза

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное.

Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит.

С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Преимущества системного комплексного обязательного аудита:

  • Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы.

    Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.

  • Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски.

    Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2020 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль).

  • В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.

    Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.

  • Некоторые активные аудиторские организации в Москве предоставляют летом своим клиентам полезные бонусы и подарки! Например, группа компаний «Правовест Аудит» (16 место в рейтинге RAEX) дарит клиентам:актуализацию Учетной политики на 2020 год «под ключ» при заключении договора на аудит летом — узнать цену за 1 мин >>; видеокурс «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“: применяем на практике» — в подарок всем, кто заполнит Анкету на аудит.
  • Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

«Основные цели независимого аудитора и проведения аудита в соответствии с международными стандартами аудита — повысить степень уверенности предполагаемых пользователей в финансовой отчетности».

ТОП 5 выгод антикризисного аудита

Качество аудита сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Время лучших из них забронировано на год вперед. Чем ближе финальная дата сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем ниже возможность воспользоваться именно их услугами. И снова выручает системный комплексный обязательный аудит, когда профессионалы определены заранее и сопровождают вас в течение года.

Полезно знать. Условия обязательного аудита

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется.

Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

Нужно знать, что за 2019 год аудиторское заключение подается в налоговые органы в электронном виде вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ст. 18 № 402-ФЗ) или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, до 31 декабря 2020 года включительно, а за 2020 год — не позднее 31 декабря 2021 года соответственно.

Источник: https://vc.ru/finance/134818-chto-nuzhno-znat-ob-obyazatelnom-audite-za-2020-god-izmeneniyam-byt-no-kriterii-audita-prezhnie

Ваш адвокат
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: